В то время как ведется столь много разговоров о правах человека, парадоксальным образом исключительно глубоко нарушается фундаментальное право человека на жизнь и развитие его от зачатия, а также значение семьи, основанной на супружеском союзе мужчины и женщины. Это — убийственное проявление несовпадения деклараций и реальности.
Оба эти явления носят глобальный характер в евроатлантической цивилизации, несмотря на то, что в разных государствах имеют разное измерение и практическое значение.
В Европе три страны — Ирландия, Мальта и Польша — приняли законодательство, защищающее жизнь человека от его зачатия. Их опыт в этой сфере является очень интересным и стоит изучить его, особенно, с помощью тех, кто реально участвует в защите и поддержке человеческой жизни и семьи. Мне наиболее близок опыт Польши, которая после 37 лет легализации абортов по требованию, диаметрально изменила свое законодательство и практику в этом направлении.
Изменение закона, регулирующего доступность абортов
Польша в новейшей истории пережила исключительно глубокие изменения. Мирным путем свергла навязанный ей принудительно коммунистический режим, объединившись в массовом движении «Солидарность», установив демократический строй. С этого времени начались глубокие изменения в разных сферах жизни. Одна из них — это отказ от абортов, ставших привычными в 1956–1993 годах, и принятие за основу защиту жизни и здоровья человека от его зачатия. Это гарантирует закон «О Планировании Семьи, защите человеческого плода и условиях допускающих прерывание беременности» от 7 января 1993 года, а также Польская Конституция.
В послевоенной Польше изменение правового статуса в области допустимости прерывания беременности принес закон, принятый в апреле 1956 года, навязанный коммунистической властью. В соответствии с предписанием закона аборт стал разрешенным, если его выполнял врач, а к прерыванию беременности имелись медицинские показания, трудные жизненные обстоятельства беременной женщины, или если были основания считать, что беременность наступила в результате преступления. «Трудные жизненные обстоятельства» беременной устанавливались на основе свидетельства самой женщины, а сама суть этих условий не рассматривалась.
На практике это означало, что прерывание беременности осуществлялось по желанию женщины. Аборт «по требованию» нельзя было исполнить, если обнаруживались медицинские противопоказания, а такими признавались среди прочих и установление срока беременности более 12 недель. По медицинским же показаниям можно было нарушать эти границы.
Новый этап в правовом регулировании допустимости прерывания беременности обозначен законом от 7 января 1993 года: «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, допускающих прерывание беременности». Закон ограничил список показаний для легального прерывания беременности, за исключением так называемых социальных показаний, которые чаще всего использовались для мотивации абортов.
Принятие этого закона было определенным компромиссом в условиях продолжавшейся несколько лет оживленной дискуссии вокруг проблемы правового регулирования защиты зачатого ребенка. Закон допускает прерывание беременности при наличии определенных факторов, связанных со здоровьем матери или здоровьем зачатого ребенка и юридическими нормами.
В августе 1996 года закон был пересмотрен, и в него были внесены существенные поправки, касающиеся условий допустимости аборта. Эти поправки касались, в основном, так называемых социальных показаний. Поправки к закону «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, допускающих прерывание беременности», касающиеся социальных показаний к прерыванию беременности были введены сроком на один год. Эти поправки были введены под давлением левых сил и феминистических движений, которые пытались давать фальшивую информацию о массовом абортивном туризме и стремительно растущем числе криминальных абортов.
Однако группа сенаторов подала в конституционный Трибунал пакет предложений о необходимости исследования соответствия пересмотренного закона с конституционными гарантиями защиты прав человека, а также охраны материнства. По мнению сенаторов, нельзя защищать материальную и жизненную ситуацию одного человеческого существа за счет лишения права на жизнь другого человеческого существа, так как защита материнства означает защиту, как матери, так и ее зачатого ребенка. Конституционный Трибунал (решение, принятое в мае 1997 г.) постановил, что изменения, допускающие аборт из-за трудной жизненной ситуации беременной женщины не соответствуют требованиям обязательной для всех Конституции.
Приравнивание ценности человеческой жизни к праву другой личности на не ухудшение ее материальных условий деквалифицировало «социальные показания». Признание недопустимости такого уравнивания означало возвращение условий закона «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, допускающих прерывание беременности», принятого в 1993 г.
В настоящее время действующий закон «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, допускающих прерывание беременности» является главным нормативным актом, регулирующим репродуктивные права и свободы. В преамбуле Закона утверждается, что жизнь является фундаментальным благом человека, а забота о жизни и здоровье относится к основным обязанностям государства. Закон признает право каждого человека на принятие ответственного решения о количестве детей, право на информацию, образование, консультативную помощь и иные формы помощи в вопросах планирования семьи.
Преимущество отдается естественному планированию семьи, которое не создает искусственного бесплодия ни временно, ни постоянно, ни у мужчины, ни у женщины и не нарушает целостности семьи и здоровья ее членов.
Закон «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, допускающих прерывание беременности» допускает прерывание беременности в трех ситуациях (Статья 4а, пункт 1):
- если беременность угрожает жизни или здоровью беременной женщины;
- когда результаты пренатального исследования или другие медицинские показания указывают на высокую вероятность тяжелого и необратимого нарушения развития плода или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни;
- когда появляется обоснованное подтверждение, что беременность наступила в результате противозаконных действий, таких как изнасилование или инцест.
Беременность, угрожающая жизни матери, или беременность при которой подтверждается генетическое повреждение плода, может быть прервана исключительно в условиях стационара. Свидетельство, подтверждающее, что беременность представляет угрозу для жизни или здоровья матери, должен выдать независимый врач, не тот, который будет совершать аборт.
В случаях, когда подтверждается глубокое повреждение плода или его неизлечимая болезнь, беременность может быть прервана только тогда, когда плод достигнет степени развития, позволяющей ему самостоятельно жить вне организма матери.
Если беременность наступила в результате преступления, аборт может быть сделан до 12-й недели. В таких случаях требуется подтверждение, заверенное прокурором, свидетельствующее о том, что беременность действительно наступила в результате противозаконного действия. Польское законодательство не предусматривает ситуации, чтобы мужчина имел право оспаривать решение женщины о прошении на аборт.
Закон «О планировании семьи…» не является единственным правовым актом, относящимся к абортам. Его поддерживает закон «О профессии врача», а также Уголовный Кодекс. В соответствии с пунктами Уголовного Кодекса, наказанию не подлежит женщина, подвергшаяся нелегальному прерыванию беременности.
В то же время, лицо, совершившее нелегальный аборт, подвергается лишению свободы сроком до 2-х лет. Возросла ответственность за выполнение принудительного аборта, за убийство новорожденного, а также за умышленное повреждение тела зачатого ребенка или сознательное нарушения здоровья, угрожающее его жизни.
Результаты действия закона «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, допускающих прерывание беременности»
После принятия Закона «О планировании семьи…» прошло 17 лет. Анализ ситуации, с точки зрения результатов действия закона, полученных на основе статистических исследований и информации, полученной из органов правительственной администрации и органов самоуправления, показал, что можно с уверенностью утверждать, что закон исполнил свою миссию.
Не исполнилось ни одно из предостережений противников закона, опасавшихся широкого развития сети подпольных, криминальных абортов, массового развития «абортивного туризма», тюрем, заполненных гинекологами, растущей материнской смертности вследствие осложнений после нелегальных абортов, массового отказа от новорожденных младенцев и растущего числа детоубийств, или неуправляемого демографического подъема.
Противники закона «О планировании семьи…» — в основном из сообществ, поддерживающих и продвигающих аборты, а также из крайне феминистических кругов, выдвигают в адрес Закона необоснованные обвинения, в том числе откровенную ложь, даже на Международных Форумах дают информацию, очерняющую действие Закона.
В то же время Закон «О планировании семьи…» является одним из законов, наилучшим образом, обеспеченных мониторингом. За этим следит сейм, правительство, неправительственные организации, средства массовой информации, а также общественное мнение. Основой для предметного обсуждения становится ежегодный доклад Совета Министров о выполнении закона и о последствиях его применения представляемый на рассмотрение комиссии Сейма, а также средствам массовой информации.
После вступления в силу закона «О планировании семьи…» наступил радикальный спад количества совершаемых абортов. Этот процесс наглядно иллюстрирует таблица 1.
В 2008 году в Польше совершено 340 легальных операций прерывания беременности. Все операции были выполнены в условиях стационара. По показаниям угрозы жизни или здоровью матери выполнено 82 аборта. По причине неизлечимой болезни зачатого ребенка выполнено 246 абортов. В 12 случаях беременность была прервана, когда ребенок был зачат в результате преступления — изнасилования или инцеста.
Таблица 1 — Число зарегистрированных абортов в 1990–2006 годах
Источник: Правительственная Комиссия по Народонаселению, Демографическая ситуация Польши, отчеты за 1993—2000 гг.;
Министерство Здоровья и Социальной Защиты, отчеты 1997–2000;
Центр Информационных Систем Здравоохранения,
отчеты по Программам Публичных Статистических Исследований 2001–2006.
|
Всего абортов |
По причине угрозы здоровья или жизни матери |
По причине болезни зачатого ребенка |
Беременность наступила в результате насилия или инцеста |
Причины медицинские и юридические вместе |
Трудная материальная ситуация женщины |
Аборты по требованию |
1990 |
59 417 |
|
|
|
1 500 |
24 400 |
33 400 |
1991 |
30 878 |
|
|
|
1 500 |
11 900 |
17 200 |
1992 |
11 640 |
|
|
|
1 300 |
3 900 |
6 400 |
1993 |
777 |
736 |
32 |
9 |
777 |
0 |
0 |
1994 |
782 |
689 |
74 |
19 |
782 |
0 |
0 |
1995 |
559 |
519 |
33 |
7 |
559 |
0 |
0 |
1996 |
505 |
457 |
40 |
8 |
505 |
0 |
0 |
1997 |
3 047 |
409 |
107 |
7 |
523 |
2 524 |
0 |
1998 |
253 |
199 |
45 |
9 |
253 |
0 |
0 |
1999 |
151 |
94 |
50 |
1 |
151 |
0 |
0 |
2000 |
138 |
81 |
55 |
2 |
138 |
0 |
0 |
2001 |
124 |
63 |
56 |
5 |
124 |
0 |
0 |
2002 |
159 |
71 |
82 |
6 |
159 |
0 |
0 |
2003 |
174 |
55 |
102 |
3 |
174 |
0 |
0 |
2004 |
193 |
62 |
128 |
3 |
193 |
0 |
0 |
2005 |
225 |
54 |
168 |
3 |
225 |
0 |
0 |
2006 |
340 |
82 |
246 |
12 |
340 |
0 |
0 |
Для обеспечения безопасности матери и ребенка, Закон налагает на службы здравоохранения обязанность обеспечения повсеместной пренатальной опеки зачатого ребенка, медицинской опеки беременной женщины, а также младенца и роженицы в период родов. Все беременные женщины охвачены систематическими профилактическими осмотрами. Благодаря этим мерам возросли шансы на нормальное вынашивание беременности женщинами, страдающими хроническими заболеваниями, а также уменьшилось число осложнений перинатального периода. Введена особая опека в период беременности для женщин, страдающих сахарным диабетом и гипертонией. Зафиксировано значительное уменьшение случаев серологического конфликта.
Систематически снижается количество самопроизвольных выкидышей. Следует отметить, что некоторые выкидыши, квалифицируемые как самопроизвольные, на деле могут быть случаями нелегальных медикаментозных абортов. С другой стороны нет никаких подтверждений того мнения, что женщины стали в массовом порядке провоцировать выкидыши с целью прерывания беременности.
Таблица 2 — Количество самопроизвольных выкидышей в 1990—2003 гг.
Источник: Собственное исследование на основе информации Министерства Здоровья и Социальной Защиты,
отчеты 1997–2000 Центра Информационных Систем Здравоохранения, по 2001–2003 годам.
Год |
1990 |
1992 |
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
2002 |
2003 |
Число выкидышей |
59454 |
51802 |
46970 |
45054 |
43959 |
41007 |
41707 |
41381 |
Число выкидышей на 1000 женщин репродуктивного возраста |
6 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Важным показателем качества опеки женщины в период беременности, родов и послеродового периода является материнская смертность в околородовой период. Этот показатель в первые годы действия Закона уменьшался, а потом стабилизировался и в последние годы составляет 20–30 случаев в год.
Это очередной показатель, который опровергает гипотезу о том, что в Польше идет широкомасштабное распространение подпольных криминальных абортов.
Каждая операция по искусственному прерыванию беременности является опасной, угрожающей жизни женщины, так как не бывает безопасных абортов. Операции, производимые нелегально, отягощаются еще большим риском, а, кроме того, в результате большого числа криминальных абортов, вследствие осложнений, должен был возрастать показатель материнской смертности в родах и в первый месяц после родов. Такого явления, однако, не наблюдается.
Таблица 3 — Преступления против жизни — смерть женщины как следствие абортов в 1999–2006 годах.
Источник: Пресс-служба Главного Полицейского Управления, статистические материалы, Варшава 2006
Год |
Число смертей |
1999 |
0 |
2000 |
0 |
2001 |
1 |
2002 |
0 |
2003 |
0 |
2004 |
0 |
2005 |
0 |
2006 |
0 |
Выводы, сделанные в Польше подтверждает отчет The World Mortality Report: 2005 (Международный Отчет по Смертности 2005), подготовленный Отделом по Народонаселению ООН (United Nations Population Division). Из этого документа видно, что в России, стране с одним из наивысших в мире показателей численности абортов, на каждые 100 тыс. родов умирает 67 женщин.
В США, где аборты выполняются по требованию — в родах умирают 17 женщин на каждые 100 тыс. рожениц.
В Польше, где система здравоохранения имеет серьезные проблемы, но Закон защищает жизнь матери и ребенка, показатель материнской смертности составляет 13 на 100 тыс. родов.
В Ирландии, где медицинские стандарты в службе здравоохранения можно сопоставить с американскими, а Закон защищает жизнь матери и ребенка, на 100 тыс. родов умирает 5 женщин. Эти данные говорят о том, что в тех странах, где закон защищает жизнь зачатого ребенка показатель материнской смертности ниже, чем в странах, где аборты легализованы.
Таблица 4 — Материнская смертность в период беременности и околородовой период.
Источник: «Демографический Ежегодник» GUS, Варшава, 1998–2001;
Центр Информационных Систем Здравоохранения, данные 2001—2006 гг.
1990 |
1992 |
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
70 |
51 |
36 |
21 |
30 |
29 |
31 |
26 |
23 |
23 |
24 |
21 |
Таблица 5 — Материнская смертность по отдельным причинам в 2006 году.
Источник: Департамент Репродуктивного Здоровья — Аналитический Институт Матери и Ребенка, Варшава 2007
Причины смерти |
Количество смертей |
Акушерская смерть |
11 |
В том числе: |
|
— акушерское кровотечение |
3 |
— эмболия легочной артерии |
3 |
— HELLP-синдром, гипертензия |
1 |
— вращение плаценты — атоническое маточное кровотечение |
1 |
— послеродовой сепсис |
1 |
— акушерские осложнения у женщин с патологией сердечно-сосудистой системы |
1 |
— неизвестные |
1 |
Смерти не связанные с акушерскими причинами |
10 |
В том числе: |
|
— остановка сердца |
3 |
— карцинома (рак) |
2 |
— аневризма аорты |
2 |
— суицид |
1 |
— кровоизлияние в мозг |
1 |
— болезни эндокринной системы |
1 |
Итого |
21 |
По мнению специалистов системы здравоохранения и специалистов, исследующих здоровье популяций, наиболее чувствительным параметром качества медицинской опеки беременных женщин и младенцев является показатель мертворождений (количество детей, родившихся мертвыми на 1000 родов)
Таблица 6. Показатель мертворождений в 1995—2006 гг. (в промилле)
Источник: «Демографический Ежегодник», GUS, Варшава, 1995–2001;
Центр Информационных Систем Здравоохранения, данные 2001—2006 гг.,
личные исследования
Год |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Число детей, родившихся мертвыми |
7,3 |
7,0 |
6,1 |
6,2 |
6,2 |
5,6 |
5,5 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,7 |
4,9 |
В последние годы для Польши характерно уменьшение показателя младенческой смертности. Поддержание стабильной, весьма позитивной тенденции к уменьшению младенческой смертности, ставит нашу страну по этому показателю в авангарде стран Евросоюза.
Таблица 7 — Младенческая смертность на 1000 рожденных живыми детей в 1990—2003 гг.
Источник: Министерство здоровья и Социальной Защиты, отчеты 1998—2001 гг.;
«Демографический Ежегодник», GUS, Варшава, 1995–2001;
Центр Информационных Систем Здравоохранения, данные 2001—2003 гг.
Год |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Гибель младенцев |
18,2 |
16,2 |
13,6 |
10,2 |
8,9 |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
7,0 |
В последние годы возросло количество медицинских услуг, включающих пренатальную диагностику, как инвазивными методами, так и неинвазивными. Пренатальное обследование неинвазивными методами (например, УЗИ), становятся привычными элементами медицинского стандарта в сопровождении беременности.
Что касается инвазивных методов пренатального обследования (например, биопсия трофобласта, амниопункция и кордоцентез), то количество таких исследований возрастает. Увеличивается также число генетических консультаций. В случае подтверждения болезни или повреждения плода, лечение которых считается возможным, ранняя постановка диагноза и распознания болезни дает возможность оптимального применения терапевтических методов, как в период беременности, так и после рождения малыша.
В случае распознания тяжелой, неизлечимой болезни или повреждений, родители имеют право, в соответствие с законом представить свое решение о прерывании беременности.
Министерство здоровья и социальной защиты предоставило данные о числе младенцев, оставленных в роддомах по причинам, не относящимся к здоровью. Это явление характеризуется некоторой тенденцией к возрастанию. Частично к этому приводит информационная акция о правовой возможности оставить младенца в каждом польском роддоме матерью, которая не имеет условий для воспитания ребенка. В 2003 году матери оставили в роддомах 1090 младенцев. Клиники сотрудничают с семейными судами, организациями по усыновлению, с патронатными семьями. Дети, чьи родители были лишены родительских прав, могут попасть в семьи усыновителей или в патронатные семьи.
Из данных Главного полицейского управления следует, что после вступления в силу закона «О Планировании Семьи…» количество убийств новорожденных младенцев пошло на спад.
Таблица 8. Детоубийство и оставление младенцев, приведшее к смерти.
Источник: Пресс-служба Главного Полицейского Управления, статистические материалы, Варшава 1992–2006
Год |
1992 |
1994 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Случаи |
59/0 |
52/3 |
44/2 |
43/3 |
38/4 |
31/1 |
47/0 |
26/0 |
28/3 |
25/0 |
19/1 |
12/2 |
10/1 |
Таблица 9. Преступление против человеческой жизни — случаи незаконного прерывания беременности в 1999–2006.
Источник: Пресс-служба Главного Полицейского Управления, статистические материалы, Варшава 1999–2006
Год |
Криминальный аборт с согласия женщины |
Криминальный аборт без согласия женщины |
1999 |
92 |
2 |
2000 |
19 |
8 |
2001 |
17 |
4 |
2002 |
200 |
10 |
2003 |
38 |
4 |
2004 |
26 |
5 |
2005 |
56 |
4 |
2006 |
47 |
2 |
Закон возложил на органы правительственной администрации, а также на органы территориального самоуправления обязанность обеспечить беременным женщинам не только всестороннюю медицинскую помощь, но также обеспечить их социальной и правовой защитой. В соответствии с Законом необходимо оказывать помощь женщине, которая находится в трудных материальных условиях в период беременности, родов и после родов. Анализируя данные о преимуществах охраны материнства, следует отметить, что объем и уровень финансовой и материальной помощи на роды и вскармливание младенца с 2006 года, после внесения соответствующих поправок, улучшились.
Важной формой помощи матери и ребенку является создание и поддержка домов для одиноких беременных женщин, а также оставленных матерей с малолетними детьми. Женщины могут там найти опеку, защиту, необходимые вещи, а также психологическую, педагогическую и правовую поддержку. В этой сфере установлено партнерство с общественными организациями, Католической Церковью и другими Церквами, фондами, ассоциациями, а также с физическими лицами и юридическими структурами из сферы социальной защиты.
Силой закона «О планировании семьи…» в программы школьного образования включены сведения о сексуальности человека, об основах сознательного и ответственного родительства, о семейных ценностях и важности семьи, о жизни человека до рождения, а также о методах и средствах осознанного естественного продолжения рода. В 2003 году, с целью получения информации о реализации вышеописанных образовательных программ в более чем половине польских школ проводился мониторинг. Была произведена оценка степени реализации программы, квалификации учителей, проводивших занятия, а также выбор учебников.
В 100% обследованных школ были проведены образовательные циклы «Воспитание для жизни в семье», а 95% школ дополнительно уделяло внимание этим темам в школьных воспитательных и профилактических программах.
Кроме основных программ, реализованы следующие программы:
- «Розовая ленточка» (профилактика онкологических заболеваний репродуктивной системы),
- «Последствия ранней сексуальной инициации»,
- «Между нами, женщинами»,
- «Жизнь без риска СПИДа»,
- «Толерантность».
Среди охваченных исследованиями учителей 83% получило полную квалификацию, в соответствии с требованиями государственной системы образования. Для учителей и воспитателей была организована Всепольская Конференция «Профилактика сексуального насилия и сексуальной коммерции с использованием детей и молодежи».
Школьный предмет «Воспитание для жизни в семье» введен в 1999 году. Результаты проводимых каждые 4 года международных исследований HBSC сексуального поведения 15-ти летних подростков, показали, что возраст сексуальной инициации среди польской молодежи, сильно пониженный в период 1990—1998 гг., стал повышаться в период 1998—2002 гг. (автор исследований Войнаровская и другие, 2004). Вполне вероятно, что уменьшение числа малолеток, прошедших сексуальную инициацию является частичным результатом массового проведения занятий по программе «Воспитание для жизни в семье». Направление этих занятий акцентировано на воздержании от сексуальной активности, как основе поведения для молодежи школьного возраста. Проведенные в Польше исследования, в том числе исследования избранных программ, ориентированных на сексуальное воздержание, показали, что мероприятия такого рода существенно изменяют основы поведения молодежи (Гжеляк, 2006).
Следует обратить внимание, что польская модель воспитания в сфере сексуальности, в значительной мере отличается от некоторых западноевропейских моделей. Например, в Великобритании решительно доминируют модели образования и профилактика, ориентированные на мотивацию использования контрацепции. Маргинальными остаются принципы воздержания (Peersman, 1996). Более того, такое образование имеет большие возможности влияния на британскую молодежь. Согласно научным исследованиям относительно современного поколения молодежи, сексуальное образование в школе часто остается единственным источником знаний о сексуальности (Wellings и другие, 2001).
Результаты британских исследований в области эпидемиологии не подтверждают пользы принятой модели образования. Согласно данным, полученным в результате широкого спектра научных исследований, в Великобритании сохраняется довольно высокий процент беременностей у подростков, а число ИППП (инфекции, передаваемые половым путем) в британской популяции растет небывалыми темпами (AVERT, 2004; PHLS, 2000; Wellings и другие, 2001).
Интересно, что параллельно с ростом числа ИППП в британском сообществе, растет показатель численности использования презервативов. Оказывается, однако, что возрастание этого показателя ведет к понижению возраста сексуальной инициации, возрастанию числа половых партнеров, к частой смене сексуальных партнеров и контактов с партнерами, имеющими параллельные контакты.
Закон «О планировании семьи…» обеспечивает доступ к методам и средствам для осознанных действий в сфере продолжения рода. В Польше разрешен оборот через аптечную сеть широкого спектра контрацептивных средств и препаратов, наравне с другими фармакологическими продуктами и медицинскими товарами, которые по закону должны отпускаться только по рецепту врача.
В Польше, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, не дискредитируются естественные методы распознавания плодности. Они предлагаются наравне с другими методами планирования семьи. Многие женщины охотно ими пользуются, как безопасными и эффективными методами осознанного продолжения рода. Изучение методов распознавания плодности доступно во многих семейных консультациях. В Католической Церкви изучение основ естественного планирования Семьи является обязательным на этапе подготовки к венчанию в приходах.
Новые угрозы жизни зачатого ребенка
Классические аборты становятся в Польше явлением все более редким (хотя и в дальнейшем это явление потребует адекватного противодействия). Этому способствует возрастающая убежденность общества в опасности такого пути и необходимости отказаться от этого из-за этических и политических взглядов. Это не означает, что полнота защиты жизни зачатого ребенка близка к реализации. В последние годы появляются новые методы уничтожения зачатых детей, относительно которых осведомленность и чувствительность в социуме очень низка, а закон их не рассматривает.
Ситуация эта дополняется все более распространяемой процедурой искусственного оплодотворения (ЭКО или in vitro), а также использованием раннеабортивных средств. В ситуации ЭКО происходит искусственное агрессивное внетелесное зачатие, в процессе которого получается избыточное число эмбрионов человека, часть из которых не будет введена в лоно матери. Масштабы этого явления не известны, однако из того, что выдают СМИ, распространенность этого явления очень высока и продолжает стремительно расти. Нормы поведения в этом вопросе произвольно определяют клиники, занимающиеся проведением таких операций. Выступление министра здоровья Эвы Копач по вопросу рефинансирования ЭКО вызвала бурную дискуссию вокруг этой темы.
Как показали исследования общественного мнения, дискуссия вокруг этого вопроса продемонстрировала высокий уровень общественного сознания, что выразилось в растущем числе граждан, становящихся противниками этого метода. Симптоматическим в этом вопросе было заявление министра Здоровья, в котором она утверждала: «Обращаюсь с горячей просьбой ко всем врачам, акушерам, родителям, чтобы в ходе процедур, связанных с искусственным оплодотворением, обращение с человеческими зародышами происходило с уважительным к ним отношением, исключая их уничтожение».
Результатом этой дискуссии стало создание правительственной Комиссии и появление Комиссии по вопросам биоэтики на Конференции Епископата Польши. К сожалению, правовое решение этого вопроса постоянно откладывается.
Еще одной возрастающей угрозой является использование медикаментов абортивного действия, все более действенных и простых в употреблении, степень доступности которых возрастает. Невелико осознание того, что использование раннеабортивных средств наносит непосредственный удар по зачатой жизни человека, а государственные институты дистанцируются от этой проблемы. Многие провизоры выступают против реализации раннеабортивных гормональных препаратов через аптечную сеть, но их протесты пока игнорируются.
Игнорируются также доклады в судебные органы о том, что использование раннеабортивных средств находится в противоречии с Законом «О планировании семьи…», защищающим зачатую жизнь человека. Эти средства пропагандируются разными способами, в том числе через Интернет и доступны для продажи, даже дистанционной с доставкой на дом. Существуют некоторые правовые возможности противодействия этому явлению, так как противоправным является рекламирование и продажа таким способом средств, которые должны отпускаться только по рецепту врача. Однако такие возможности редко используются.
Поэтому, глядя с точки зрения масштабов уничтожения человеческой жизни до рождения в Польше, в настоящее время можно обозначить очередность угроз для жизни человеческого плода. На первом месте окажется использование раннеабортивных гормональных контрацептивов, на втором искусственное оплодотворение (ЭКО), и только на третьем — классический хирургический аборт.
Противостояние двум первым явлениям требует, прежде всего, лучшей общественной осведомленности и возрастанию личной чувствительности. ЭКО чаще ассоциируется в сознании большинства людей с появлением на свет долгожданных детей, чем с уничтожением лишних. Недостаточным является осознание того факта, что зачатый ребенок — это человек. Невосприимчивость к новым угрозам для жизни зачатого ребенка связана с тем, что на этом этапе он воспринимается как недочеловек, ввиду того, что физически он еще не такой как родившийся ребенок.
Одной из важных причин принятия народом факта запрета на аборты является массовое распространение знаний о женской физиологии, позволяющих любой женщине ежедневно знать свои возможности к зачатию. Люди не чувствуют опасности новых угроз для жизни, связанных с контрацепцией и ЭКО, так как не знают того, что применение контрацепции является главной причиной абортов и бесплодия. Однако в случаях хирургического аборта в обществе уже сформировалось другое отношение к зачатому ребенку, благодаря многочисленным фотографиям, фильмам и описаниям процессов интенсивного внутриутробного развития малыша.